Меню Закрыть

Бепо № 73. Неизвестный защитник Заславля

«Историческая правда» рассказывает о малоизвестной странице истории боев июня 1941-го под Минском

Чекисты на бронепоездах

Охрана железнодорожных путей являлась одной из важнейших задач, поставленных перед войсками Народного комиссариата внутренних дел накануне Великой Отечественной войны. 3-я дивизия войск НКВД по охране железнодорожных сооружений осуществляла службу на территории восточных областей БССР. Ее управление находилось в Могилеве. Там же дислоцировался один из полков дивизии. Остальные три полка размещались в Великих Луках, Орше и в Брянске. Бойцы дивизии охраняли железнодорожные коммуникации восточных областей БССР, а также хранилище филиала Государственного банка СССР в Минске.

blank
Бепо № 73 под Заславлем

Кроме пехотных частей в состав 3-й дивизии войск НКВД входили и три бронепоезда. Стоит отметить, что к моменту нападения Германии на Советский Союз в распоряжении Наркомата внутренних дел находилось более пяти десятков бронепоездов (в военной документации именовались «Бепо»). Главной задачей «железнодорожных крепостей» было усиление пехотных частей, осуществляющих охрану узловых станций, режимных объектов, мостов и переправ. К тому же, в предвоенные годы гарнизоны бронепоездов готовили к борьбе с десантами противника.

Большинство довоенных советских бронепоездов представляли из себя двухбашенные бронеплощадки-казематы с 76-мм орудиями и несколькими пулеметами.

blank
Бронепоезд № 73 войск НКВД

Кроме броневагонов в состав Бепо входило два паровоза (бронированный и обычный), вагон для хранения боеприпасов, несколько бронедрезин, автомобили, мотоциклы и т.д.

Защитить склад НКВД

23 июня 1941 года командование 3-й дивизии войск НКВД по охране железных дорог получило приказ об использовании бронепоездов для поддержания огнем оборонявшихся частей РККА. Бронепоезд 53-го полка войск НКВД направлялся в Полоцк и должен был осуществлять охрану одного из мостов, Бепо 76-го полка приказали поддерживать бойцов 9-й кавалерийской дивизии РККА, а вот бронепоезду № 73 было дано особое задание.

blank
Старший лейтенант Федор Малышев – командир Бепо № 73

25 июня 1941 года командир «стальной крепости» старший лейтенант Федор Малышев получил приказ выдвинуться на станцию «Беларусь» и организовать оборону Военно-технического склада ГУПВ НКВД № 11. Кроме этого, в Заславле находилась Межокружная артиллерийско-оружейная мастерская погранвойск НКВД. Командование Западного фронта понимало, что сдавать немцам «город Изяслава» нельзя.

blank
Бепо № 73 на Березине

Бронепоезд №73 тут же двинулся в сторону Заславля. Его экипаж уже успел побывать в боях. Находясь в Минске, «железнодорожный броненосец» участвовал в отражении налетов Люфтваффе на столицу БССР. Также бронепоезд прикрывал эшелоны с беженцами и оборудованием минских заводов.

К моменту, когда Бепо пришел в Заславль, на подступах к городу уже шел ожесточенный бой. Немцы понимали, что перед ними важный стратегический узел, захват которого открывал дорогу на Минск.

blank
Немцы возле поверженного “73-го»

Бронепоезд прошел станцию «Беларусь» и, приблизившись к окраинам Заславля, открыл огонь из всех орудий по немецким танкам. Для того, чтобы не быть легкой мишенью для превосходящего по численности и мощи противника, «73-й» постоянно маневрировал, обстреливая врага из пушек и пулеметов.

blank

Как известно, наиболее эффективным способом борьбы с бронепоездами является авиация. Через несколько часов после прибытия «стальной крепости» на станцию «Беларусь» над Заславлем появились «штуки» – немецкие пикирующие бомбардировщики. Бепо стал отходить в сторону Ратомки. В результате воздушной атаки одна из бронеплощадок «73-го» была уничтожена, но экипажу бронепоезда удалось сбить два «юнкерса».

blank
Немцы рассматривают захваченный на Березине Бепо № 73

Вскоре, стало понятно, что, не смотря на героизм красноармейцев 64-й дивизии, пограничников 16-го Дзержинского погранотряда и бойцов 73-го Бепо удержать Заславль не удастся. Бронепоезд 73-го полка войск НКВД отошел к Минску. Там он смог пополнить боекомплект и получил два отделения пулеметчиков.

Последний бой

Вскоре старший лейтенант Малышев получил новое задание: «Бронепоезд НКВД должен был выдвинуться в сторону станции Свислочь и отбить у немцев стратегически важный железнодорожный мост через Березину». 30 июня 1941 года в 10 часов утра «73-й» пришел в назначенное место и сходу вступил в бой.

blank
Бронепоезд № 73, июль 1941 года

Орудия «стальной крепости» прямой наводкой ударили по немецким танкам и пехоте, концентрировавшейся за мостом. Стремительная атака принесла свои плоды: части вермахта в панике отступили. Но перевес сил был за врагом. Перегруппировавшись, нацисты вновь пошли в атаку. Уничтожив советскую пехоту, они сконцентрировали весь свой огонь по Бепо № 73.

blank
Немцы переправляются через мост на Березине

Тот, начал отходить. В небе появились «штуки». Во время воздушной атаки был уничтожен паровоз. Бронепоезд превратился в неподвижную мишень. Немцы расстреливали его из танков и полевой артиллерии, а вскоре, переправившись через Березину, обошли «Бепо» с тыла.

blank
Первые минуты после боя. Обескураженные солдаты вермахта рассматривают разбитый советский Бепо №73

Старший лейтенант Малышев, осознавая, что дальнейшее сопротивление бесполезно, отдал приказ покинуть бронепоезд. Часть бойцов и командиров сумело прорваться через немецкое кольцо окружения, но 10 человек из экипажа «73-го» были взяты немцами в плен и расстреляны у деревни Вирков.

blank
Последний бой Бепо 73
blank
Последний бой Бепо 73

Впоследствии в Брянске был сформирован новый состав бронепоезда № 73. Он принимал участие в обороне Москвы. Прорвавшегося к своим старшего лейтенанта Малышева обвинили в «неисполнении приказа, сдаче врагу матчасти» и отдали под суд военного трибунала.

blank
Одно из орудий Бепо № 73
blank
blank
На фото виден масштаб последнего боя советского бронепоезда № 73
blank
На фото виден масштаб последнего боя советского бронепоезда № 73
blank
blank

Разбитый Бепо № 73 3-й дивизии войск НКВД стоял на месте своей гибели до глубокой осени 1941 года. Затем немцы отогнали его в Могилев. Так закончилась история «железнодорожной крепости», участвовавшей в обороне Заславля в июне 1941 года.

 Игорь Мельников, “Историческая правда”
00:18 21/11/2016

Related Posts

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.