Меню Закрыть

ПАМЯТНЫЙ ЗНАК НА МЕСТЕ ПРОТИВОТАНКОВОГО РВА

Установка памятного знака «Противотанковый ров» в посёлке Луговая была произведена в 2012 году.

 Остаётся пока такой вопрос: танки противника, при атаках на Луговую (Институт кормов) 2-го и 5-го декабря 1941 года, продвигались по дороге от Горок Киовских. Они в районе современного посёлка (СНТ) Березки преодолевали противотанковый ров.

ВОПРОС, точнее вопросы:

  • были ли ко 02.12.41 г. на 100% закончены работы по устройству рва (особенно в районе дороги Горки-Институт)?
  • выполнялись ли немцами какие инженерные работы для преодоления рва? — upd. см. ответ ниже
  • или дорога Горки-Институт не прерывалась рвом? (дорога защищалась лишь п/т ежами и т.п. ???)

 Противотанковый ров: глубина 4 метра, ширина поверху – 6 метров, ширина понизу – 4 метра.
 Жители Луговой – те кто не ушел на фронт и были в состоянии держать в руках лопату – трудились на возведении оборонительных сооружений в Луговой, Хлебниково, Водниках и на подступах к Москве вдоль Савеловской ж/дороги. Работы по отрывке противотанкового рва выполняли женщины и подростки местных населённых пунктов.
 Остальные оборонительные сооружения создавали военнослужащие военно-строительных частей. В районе Луговой – это бойцы 26-го рабочего батальона, возведенные укрепления были преградой на пути фашистских танков, рвавшихся к Дмитровскому шоссе. Кроме рва были сделаны: проволочный забор из колючей проволоки, окопы и траншеи с железобетонными колпаками, которые изготавливались на месте, огневые позиции для артиллерии и миномётов. Фортификационные работы велись в условиях постоянных авианалетов противника.
 https://www.facebook.com/groups/PosledniyRubeg/permalink/289204928229712/

 Строительство подмосковных оборонительных рубежей окопов, противотанковых рвов, эскарпов, контрэскарпов, надолб, противотанковых ежей, командных и наблюдательных пунктов, пулеметных и пушечных огневых точек и других сооружений – продолжалось по намеченному плану до конца 1941 года.
 Основная тяжесть работы пала на создание внешнего пояса обороны Москвы. Здесь из 36 строительных участков к 16 ноября были полностью закончены работы на 2 участках; на остальных участках работа еще продолжалась, но большое число сооружений уже вступило в строй; к 6 декабря было сдано еще 18 участков, а к 31 декабря закончили работы и остальные 16 участков.
 По неполным данным, на подмосковных рубежах и в самой Москве было создано противотанковых препятствий (не считая минных полей) 325 км, противопехотных препятствий 256 км; до 3700 огневых точек, из них 1500 железобетонных и 1275 ДЗОТ; металлических ежей 37 500.
 С оборонительной целью были использованы системы канала Москва—Волга и Московско-Окского речного бассейна, особенно в части регулирования водного режима этих систем. Внезапный пуск воды, затопление местности и разрушение переправ немецкие оккупанты частично испытали на себе во время боевых действий на реке Яхроме и у Истринского водохранилища.

 Если ров был выкопан по нормативам, а насколько можно судить по снимкам времен войны — советские противотанковые рвы копались весьма добросовестно, то преодолеть его танк не мог. Однако почему массовым «отрывом» этих серьезных инженерных препятствий по всему СССР в 1941-1943 годах, немцев всё же не удавалось остановить?

Есть два фактора, которые определяют эффективность любого инженерного сооружения. Первый — любое препятствие должно быть прикрыто огнем. Грубо говоря — если было оставлено не прикрытое пулеметом минное поле, то противник довольно быстро снимет мины и пойдет вперед. То же самое касается и противотанкового рва, если его не прикрывает артиллерия, то ценность выкопанного резко снижается. Саперы за минуты подрывали стенки этого инженерного сооружения и танки шли по дну рва. Так же в танковых дивизиях Вермахта были свои мобильные металлические мосты, быстро раскладывающиеся там, где это потребуется.

Однако если вдруг рвы прикрыты артиллерией? Алексей Исаев приведет два примера таких боев у рва — под Ельней и на Можайской линии обороны, и там и там рвы не помогли. А так же эпизод Курской битвы, когда 200 «Пантер» (всего более 350 танков) дивизии СС «Великая Германия», застряли у противотанкового рва и это очень помогло.

2 Comments

  1. Елена

    Дмитрий,спасибо за интересную информацию о противотанковых рвах. Хороший сюжет А.Исаева. Живу в Луговой очень много лет. С детства слышу слова “противотанковый ров, копали вручную лопатами”. Спасибо за приведенную карту противотанкового рва. Все это очень интересно и познавательно.Спасибо, что озвучил вопрос : “почему танки въехали в луговой Институт (ныне Научный городок) несмотря на преграду – противотанковый ров?”. Остается только гадать, что было на дороге от Рогачевского шоссе до Института кормов. Возможно “ежи ” стояли?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.