CАЙТ ОБ ИСТОРИИ ПОСЁЛКА ЛУГОВАЯ, ГДЕ В 1941 ГОДУ ПРОХОДИЛ ПОСЛЕДНИЙ РУБЕЖ ОБОРОНЫ МОСКВЫ

Кучеренко Николай Алексеевич

 Родился Николай Алексеевич Кучеренко 24 декабря 1907 года (по новому стилю: 6 января 1908 года) в городе Лозовая Харьковской области в семье машиниста паровоза. 

 Окончив школу, поступил в Харьковский институт инженеров транспорта.1 В дни летних каникул работал столяром, литейщиком, кузнецом, токарем, кочегаром, помощником машиниста паровоза.

 После окончания института, с 1 марта 1930 года) года 2 — чертёжник-конструктор на Харьковском паровозостроительном заводе (в 1936 году танковое производство на ХПЗ получило наименование «Завод № 183»).

С 1 августа 1930 г. Николай Кучеренко перешёл на работу в танковую техническую секцию тракторной технической конторы тракторного отдела ХПЗ на должность конструктора. 

Коллектив конструкторского бюро Т2К. 1929 - 1932 годы
Коллектив конструкторского бюро. 1929 - 1932 гг. Н.А. Кучеренко в верхнем ряду второй справа.

В 1934-1937 годах — заместитель начальника конструкторского бюро, в 1937-1939 годах — начальник «отдела 100» в составе КБ-190 Завода № 183,3 в 1939-1940 годах — заместитель начальника КБ-5204, в 1940-1947 годах — начальник КБ-5205, заместитель главного конструктора завода № 183, эвакуированного в 1941 году в Нижний Тагил и воссозданный на базе Уралвагонзавода.

Н.А. Кучеренко участвовал в совершенствовании организации производства отечественного серийного танка Т-24, в разработке лёгких колесно-гусеничных танков БТ-2 (1931), БТ-5 (1932), БТ-7 (1934) и БТ-7М (1938).

Совместно с Михаилом Кошкиным и Александром Морозовым участвовал в создании опытных танков А-20, А-326 и серийного среднего танка Т-34, принятого на вооружение 19 декабря 1939 года. 7

 В годы Великой Отечественной войны и после неё Н.А. Кучеренко работал на Уральском заводе № 183 в Нижнем Тагиле начальником КБ-520, заместителем главного конструктора завода (1941-1947), руководил модернизацией танка Т-34, участвовал в разработке танка Т-44 и ряда других опытных образцов.

 1947-1949 годы, Москва — главный конструктор главного управления Министерства транспортного машиностроения СССР.

 1949-1952 годы, Нижний Тагил — главный инженер Уралвагонзавода.

 В 1952-1967 годах — на руководящей работе: начальник главного управления танкового производства Министерства транспортного машиностроения СССР, которое позднее было преобразовано в Комитет оборонной промышленности, а затем в Министерство оборонной промышленности. Председатель государственной экзаменационной комиссии в Московским высшем техническом училище имени Н.Э. Баумана, главный редактор журнала «Вестник танковой промышленности».

 В 1960-х годах под непосредственным руководством Н.А. Кучеренко сконструирована самоходная тележка, послужившая в дальнейшем для создания «лунохода».

Николай Алексеевич скончался 12 сентября 1976 года, в День танкиста. 8

Инженер-полковник Николай Кучеренко награжден:

  • тремя Сталинскими премиями СССР (10 апреля 1942 — «за разработку конструкции нового типа среднего танка» Т-34), 1946, 1948; орденом Ленина (июнь 1942);
  • орденом Отечественной войны 1-й степени;
  • двумя орденами Трудового Красного Знамени;
  • двумя орденами Красной Звезды.

Память о выдающемся советском конструкторе, организаторе отечественного танкостроения Николае Кучеренко увековечена на северо-востоке Москвы: здесь в доме №23 по улице Усиевича, где с 1961 по 1976 годы жил Николай Алексеевич, установлена мемориальная доска. Скульптор Сергей Мильченко запечатлел конструктора в гражданском костюме рядом с легендарной «тридцатьчетверкой».

И конечно же, главным памятником конструктору, является основанный его дочерью Музейно-мемориальный комплекс «История танка Т-34» на Дмитровском шоссе.

Н.А. Кучеренко жил в посёлке Луговая на даче по адресу: ул. Восточная, дом 8 с 1968 по 1976 г.г.

 

Фотоальбом на Гугл-Фото


Танк Т-64, на постаменте. Табличка на постаменте: «Подвигу защитников отечества посвящается». Установлен в 2004 году напротив военкомата. Павлов Посад. — источник

ПРИМЕЧАНИЯ:

  1. Он же — Транспортно-тяговый институт Народного комиссариата путей сообщения, Харьковский институт инженеров железнодорожного транспорта НКПС с осени 1933 года, ныне Харьковская государственная академия железнодорожного транспорта - источник https://vk.com/wall-76803965_280766 - примечание Авт.сайта
  2. Ранее указанная дата "1 марта 1931 года" взята со страницы Википедии конструктора. Страница Википедии требует изменения!!! Но, на сновании статьи Желтова И.Г., Макарова А.Ю., а более того - фотографии свидетельства Кучеренко об окончании Института + книги Васильевой Л.Н. и Желтова И.Г. "Николай Кучеренко. Пятьдесят лет в битве за танки СССР" - правильная дата "с 1 марта 1930 года" - примечание Авт.сайта
  3. Информация в Википедии "в 1938 — 1939 годах — начальник КБ-100" требует исправления!!! - см. источники: https://ru.wikipedia.org/wiki/Дик,_Адольф_Яковлевич и https://ru.wikipedia.org/wiki/История_создания_Т-34. Дополнительно: информация "6 мая 1939 г. Кучеренко назначается заместителем Кошкина, начальника конструкторско­го бюро 520 (КБ-520) танкового отдела «500»" из книги Васильевой Л.Н. и Желтова И.Г. "Николай Кучеренко. Пятьдесят лет в битве за танки СССР" требует доп.проверки в словах "отдела 500", особенно в связи с тем, что более поздняя публикация Желтова И.Г. к 115-летию рождения Н.А. Кучеренко указана обновлённая информация о должности конструктора в этот период времени: "1 ноября 1937 г. Н.А. Кучеренко назначен начальником конструкторского бюро «190» танкового отдела «100». В этой должности он пробудет до 6 мая 1939 г.", а информация об "отделе 500" из более ранней книжной публикации отсутствует... Требует уточнения!!!  - примечание Авт.сайта
  4. с 6 мая 1939 г. - примечание Авт.сайта
  5. с 1 октября 1940 г. - примечание Авт.сайта
  6. А-32 — советский средний гусеничный танк. Единственный опытный образец был показан в сентябре 1939 года вместе с А-20 на полигоне в Кубинке руководству НКО и членам правительства. Был принят советским командованием для дальнейших доработок, в дальнейшем на его основе был построен Т-34 - источник - примечание Авт.сайта
  7. 19 декабря 1939 года постановлением Комитета Обороны при СНК СССР № 44Зсс  «О принятии на вооружение РККА танков, бронемашин, арттягачей и о производстве их в 1940 г.» принято решение принять на вооружение танк Т-32 (А-32) с внесением изменений (увеличение брони, улучшение обзорности и т.д.), присвоить название указанному танку "Т-34" и "...изготовить 2 опытных образца танков Т-34 к 15 января 1940 года и установочную партию в количестве 10 штук – к 15 сентября 1940 года...". При этом, "сборку первого А-34 закончили в январе 1940 года, второго – в феврале." - источник. А по общепринятой информации из Википедии, "приказ о постановке Т-34 в серийное производство был подписан Комитетом обороны 31 марта 1940 года." - источник - примечание Авт.сайта
  8. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 8) - примечание Авт.сайта

3 комментария

  1. Елена

    Спасибо, за то что сейчас 31 августа 2019 года добавлены новые фотографии Николая Алексеевича, спасибо Георгию Васильеву за ценные фото деда, которые он сберег, а Дмитрию Лякину, что отредактировал и разместил их на страничке Почетного жителя Луговой Кучеренко Н.А..

  2. Дмитрий Лякин

    Уральский танковый завод № 183 (Нижний Тагил) — https://lughistory.ru/trudovye-podvigi/uralskij-tankovyj-zavod-%E2%84%96-183-nizhnij-tagil/
    upd. 30.03.2023 года:
    Дополняю статью историей конструкторских бюро завода №183 — https://lughistory.ru/trudovye-podvigi/uralskij-tankovyj-zavod-№-183-nizhnij-tagil/#kb-520

  3. Дмитрий

    В статью внесены изменения и исправления:
    — исправлена дата начала работы Н.А. Кучеренко в КБ ХПЗ — правильная — 1 марта 1930 года (в Википедии и многих других источниках на её основе указана ошибочная дата «1 марта 1931 года»);
    — исправлено название конструкторского бюро, которым руководил в 1938-1939 годах Н.А. Кучеренко – правильно — начальник «отдела 100» составе КБ-190. (в Википедии и многих других источниках на её основе указано ошибочной название — «КБ-100». Такого не существовало.). Страница Википедии Н.А. Кучеренко ТРЕБУЕТ ВНЕСЕНИЯ ИСПРАВЛЕНИЙ!!!

Добавить комментарий