Вопросы…
История платформы Луговая, на мой взгляд, достаточно скупая… Существует множество «мальчишеских» вопросов, не отражённых ни в документах, ни в исторических изысканиях. Для примера — таких простых:
1) Взрывались ли в военное время железнодорожные мосты на перегонах Депо — Луговая и Луговая — Катуар?
2) В каком году была построена высокая платформа с конструкциями из ж/бетона?
3) Почему современная платформа построена в таком неудобном месте? 1
Сначала не хотел, но всё же задаю:))
4) Почему до сих пор конструкции старых мостов валяются рядом с железной дорогой?
Сооружение Московско-Савеловской линии осуществляло Общество Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги. Технические условия на постройку линии были одобрены Инженерным Советом МПС и утверждены министром путей сообщения М.И.Хилковым 24 декабря 1897г.
Дорога начиналась в Москве у Бутырской Заставы на соединительной ветке между Московско-Брестской и Николаевской дорогами. Она соединяла Москву с г.Савелово и имела эксплуатационную длину 121 версту. Линия однопутная. Руководящий уклон 8 %, наименьший радиус кривых 200 сажен. Наибольшая длина перегона (Дмитров-Кузнецово) 22,85 верст, наименьшая (Клязьма-Лобня) 5,21 версты. Пропускная способность две пары пассажирских поездов и пять товарных в сутки, средняя скорость движения поездов 20 верст/ч.
Линия имела 9 станций: III класса одну (Дмитров), IV класса — шесть (Савелово, Талдом, Бескудниково, Лобня, Икша, Кузнецово) и V класса — две (Клязьма и Яхрома). Водоснабжение на станциях Икша, Дмитров, Кузнецово и Савелово осуществлялось из открытых (речных) источников, на станции Лобня из артезианской скважины. Для линии было приобретено 3 пассажирских и 8 товарных паровозов, 16 пассажирских и 280 товарных вагонов и платформ.
Временное движение по дороге открыли в феврале 1900г. до 85-й версты и лишь с января 1901 г. началось регулярное движение на линии Бескудниково-Савелово, а с 1902 г. по всей дороге.
Первые электропоезда по Савёловской ветке отправились в путь в 1954 году, после завершения работ по монтажу контактной сети от Москвы до Икши. Год спустя электрички ходили уже от Москвы до Дмитрова.
Для понимания происходивших в самом начале рождения Института кормов2 событий:
«Помимо работы по раскорчёвке, в 1913 году возводились необходимейшие постройки – службы, бараки для рабочих, конюшня и др. Кроме того, приступлено к сооружению грунтовой дороги, соединяющей хозяйство со строящейся железнодорожной платформой в 300 саженях от усадебных построек.»
«В 1914 году построена за счёт Качалкинского Хозяйства платформа Луговая на 29-й версте Савеловской линии Северных Железных Дорог, содержащаяся на средства Хозяйства, “благодаря чему расстояние от станции железной дороги сократилось до 300 саж.”
«В этом же году началась постройка каменного главного здания Курсов луговодства и машинного павильона. Для удешевления подвозки материалов была проведена полевая железная дорога от Савёловской линии до усадьбы. За два года были возведены хозяйственная и строительная конторы, дом подрядчика строительных работ, три барака для строителей, конюшня, каменная казарма для рабочих .»
Свидетельства луговчан и факты
В воспоминаниях Луговчан, свидетелей событий военного времени, отражён такой факт о железной дороге:
1) Недалеко от станции Луговая были взорваны мосты…
Конкретнее:
Воспоминания В. Кузнецова:
«Между Депо и Луговой, Луговой и Некрасовской можно видеть бетонные блоки от взорванных мостов…» — подробнее
Воспоминания Г. Антипиной:
«…Был только взорван мост через мелкую речку Раздериху, из-за чего долго не ходили поезда и мне пришлось с марта до 20 мая ходить в Лобненскую среднюю школу пешком…» — подробнее
Остатки железобетонных конструкций опор и пролётов моста в месте пересечения ж/дороги и реки Раздериха мы видим до сих пор — они не убраны. Первые три фотографии — это конструкции на восточной стороне от ж/дороги. Второй ряд — с западной.
Второй факт: в 30-е годы XX-го века Савёловская железная дорога подверглась существенной реконструкции, в т.ч. было сделано: переустройство однопутной трассы железной дороги в двухпутную, строительства платформ, мостов, станционных зданий… Эти работы, как я понимаю, были связаны (по времени исполнения) не только с ростом грузо-пассажирских перевозок Савёлово-Дмитровым и Москвой, но и с утверждением «Дмитровского варианта» канала «Москва-Волга» и его претворением в жизнь… — подробнее
Последнее: в воспоминаниях Луговчан отражён факт того, что станция Луговая (платформа и переезд) располагались в другом месте…
Воспоминания Ф. Карпова:
«Остановка «Луговая» на железной дороге была за нынешним футбольным полем, где теперь установлен гранитный памятник. Там же был и железнодорожный переезд.» — подробнее
Несколько цитат из Летописи Луговой для понимания происходивших в самом начале рождения Института кормов3 событий:
«Помимо работы по раскорчёвке, в 1913 году возводились необходимейшие постройки – службы, бараки для рабочих, конюшня и др. Кроме того, приступлено к сооружению грунтовой дороги, соединяющей хозяйство со строящейся железнодорожной платформой в 300 саженях от усадебных построек.»
«В 1914 году построена за счёт Качалкинского Хозяйства платформа Луговая на 29-й версте Савеловской линии Северных Железных Дорог, содержащаяся на средства Хозяйства, “благодаря чему расстояние от станции железной дороги сократилось до 300 саж.”
«В этом же году началась постройка каменного главного здания Курсов луговодства и машинного павильона. Для удешевления подвозки материалов была проведена полевая железная дорога от Савёловской линии до усадьбы. За два года были возведены хозяйственная и строительная конторы, дом подрядчика строительных работ, три барака для строителей, конюшня, каменная казарма для рабочих .»
Размышления над вопросами)
Думаю, что обозначенная на схеме выше голубым цветом линия 4 — это и есть указанные в цитатах из Летописи «полевая железная дорога» 5 и «грунтовая дорога, соединяющая хозяйство со строящейся железнодорожной платформой».
Непростой вопрос, который у меня есть это: почему платформа Луговая (именно конструкции) размещены в настоящее время не на прямом участке железной дороги? (что вполне естественно)
Что хотелось бы сразу отметить. Видны явные повреждения конструкций у обеих опор. Это, на мой взгляд, подтверждает то, что мосты были взорваны.6 Когда — чуть позже.
* * *
НЕ ЗАКОНЧЕНО!!!
ПРИМЕЧАНИЯ:
- Платформа построена в месте, где полотно железной дороги имеет значительный радиус. Это же, на мой взгляд, просто неудобно для контроля машинистами за входящими-выходящими из вагонов пассажирами, да и безопасность переходящих ж/д пути пешеходов, как с одного так и с другого края платформы, мягко говоря, снижается... - прим. Авт.
- Институт кормов: он же - Качалкинское Хозяйство - прим. Авт.
- Институт кормов: оно же - Качалкинское Хозяйство - прим. Авт.
- С одной стороны - кратчайший путь от стройки до железнодорожной платформы, с другой - практичеси совпадающая с современной аллеей в дубовом парке ("Аллея Славы") - прим. Авт.
- По иному - временная железная дорога для доставки стройматериалов - прим. Авт.
- Пишу это потому, что у меня (да и не только) были определённые сомнения на счёт достоверности данного события (взрыва мостов) исходя из простой мысли - "а для чего? какой смысл?" - прим. Авт.