Меню Закрыть

55 (6)-й отдельный дивизион бронепоездов в битве под Москвой.

Андрей Дзюбенко, руководитель Городского общественного историко-краеведческого портала «Лобненский Архивариус»

75-летию начала контрнаступления Советских
войск в битве под Москвой посвящается.

blank

Визитная карточка дивизиона:

  • с 22.06.1941 – 6-й отдельный дивизион бронепоездов;
  • с 28.11.1941 – 55-й отдельный дивизион бронепоездов;
  • с 31.12.1941 – 6-й отдельный дивизион бронепоездов (2-го формирования).

Состав на момент участия в боевых действиях на Лобненском рубеже:

  • БЕПО 1 № 1 «Истребитель фашизма»
  • БЕПО № 2 «Уничтожим врага»

НАЧАЛО БОЕВОГО ПУТИ

Кадровый состав дивизиона был сформирован в 1939 году при расформировании 2-го полка в Брянске. Содержался при 4-м дивизионе БЕПО.

Развёрнут как дивизион «скрытого развёртывания» с 22 по 27 июня 1941 года в Брянске в составе лёгких БЕПО №50 [командир лейтенант Заболоцкий – прим.Авт.] и №51 [командир старший лейтенант С.К. Ананьев – прим.Авт.] и тяжёлого БЕПО № 52 [командир лейтенант Колокольцев – прим.Авт.].

27 июня 1941 года дивизион [командир майор Лобынцев – прим.Авт.] убыл в Гомель. С 29 июня по 7 июля дивизион действовал на участках Гомель – Калинковичи – Старушки и Рабкор – Бобруйск.

Лёгкий БЕПО № 50 поддерживал 63-й стрелковый корпус (командир корпуса – Петровский). В активе бронепоезда, в частности, 18 подбитых немецких танков. 6 июля, прикрывая отход 117-й стрелковой дивизии от Бобруйска, БЕПО №50 оказался на разрушенном железнодорожном пути.

Экипаж вёл бой до тех пор, пока в подожжённом противником бронепоезде не стали рваться снаряды. Остатки команды отошли вместе с частями 117-й стрелковой дивизии, командир которой объявил экипажу БЕПО №50 благодарность за ощутимую помощь в боях.

Лёгкий БЕПО №51 и тяжёлый БЕПО №52 в июле 1941 года вели бои в районе станций Старушки – Рабкор – Ратмировичи. В период с 29 июня по 17 июля они, по неполным данным, уничтожили и подбили 10 танков, 9 танкеток, 2 бронемашины, 72 мотоцикла и 50 автомобилей, а зенитный расчет сбил два самолета. К исходу 22 июля дивизион сдерживал противника практически без пехотной поддержки.

21 июля дивизион был передан в состав 3-й армии. БЕПО №50 получил новую матчасть и бронепоезда начали действовать совместно с 75-й стрелковой дивизией и 18-м погранотрядом.

Тяжёлый БЕПО № 52 (июль 1941 года)
Тяжёлый БЕПО № 52 (июль 1941 года)
Лёгкий БЕПО № 50 (август 1941 года)
Лёгкий БЕПО № 50 (август 1941 года)
blank
БЕПО № 50
blank
БЕПО № 50

До конца августа дивизион активными действиями оказывал большую помощь частям 45-й и 47-й кавалерийских дивизий и 66-го стрелкового корпуса на участках Птичь – Коржевка, Холодники – Остаповичи и Холодники – Горочицы.

18 августа 1941 года авиация противника вывела из строя БЕПО №50. Из боя удалось вывести только одну бронеплощадку. 21 августа её с командой бронепоезда отправили в Конотоп для изготовления недостающей матчасти.

В последних числах августа в ходе боёв на Черниговщине в состав дивизиона был включен тяжёлый БЕПО №46 – бывший тяжёлый бронепоезд 4-го дивизиона, разбитый в бою 17 августа у станции Журбин и восстановленный в Брянске.

В начале сентября БЕПО №51 и БЕПО №52 поддерживали части 217-й стрелковой дивизии в районе Низовка – Мена. Противнику удалось разрушить пути вокруг бронепоездов. На лишённые подвижности бронепоезда немцы бросили авиацию и два десятка танков. Оба бронепоезда были разбиты, а их команды отдельными группами стали отходить на станцию Дочь. БЕПО № 46 так же был разбит (предположительно, в районе станции Макошино).

Оставшийся личный состав 6-го ОДБП был выведен на доукомплектование в Москву.

О действиях 6-го дивизиона бронепоездов в первые месяцы Великой отечественной войны писали газеты «Правда», «Красная Звезда», а так же армейские газеты Западного фронта, 21-й и 3-й армий. Военный совет 3-й армии представил дивизион к ордену Красного Знамени, но награждение это в те суетные дни не было утверждено…

НА ЛОБНЕНСКОМ РУБЕЖЕ

В конце ноября 1941 года в Москве 6-й отдельный дивизион бронепоездов получил новую матчасть – БЕПО №1 «Истребитель фашизма» (командир – капитан С.К. Ананьев) и БЕПО №2 «Уничтожим врага» [названия б/поездов, и главное – нумерация, требуют уточнения из-за несоответствия воспоминаниям В.И. Виноградова, бывшего машиниста бронепоезда​ “Истребитель фашизма” – прим.Авт.]. В дальнейшем дивизион предполагалось переформировать, поэтому он стал именоваться 55-м дивизионом бронепоездов.

БЕПО №1 «Истребитель фашизма» строился в Сталинских мастерских локомотивного депо станции «Москва-Пассажирская» (Ленинградский вокзал) Октябрьской железной дороги (бронепаровоз) и в депо «Москва» Казанской железной дороги (две бронеплощадки). Паровозная бригада во главе со старшим машинистом В.И. Виноградовым (впоследствии – Героем Социалистического Труда) была сформирована в депо станции «Москва-Пассажирская» Октябрьской железной дороги.

БЕПО состоял из бронепаровоза Ов № 4748 с башней ПВО (толщина некалёной брони 12 – 15 мм) и двух бронеплощадок – двухосной с двумя 45-мм пушками в башнях танков Т-26 (толщина бортов 45 мм) и двухосной с башнями от танка Т-28 (пулемётные и орудийная; толщина бортов 17 мм).

 БЕПО № 2 «Уничтожим врага» строился в депо Люблино (Курское направление) и депо им. Ильича (Белорусский вокзал) Западной железной дороги [бытует ошибочное мнение, что БЕПО был построен на Коломенском паровозостроительном заводе – авт.].

БЕПО №2 «Уничтожим врага» состоял из бронепаровоза Ов с башней ПВО (толщина некалёной брони 30 – 40 мм), четырёхосной бронеплощадки (толщина брони 30 мм) с башнями от танка Т-28 (пулемётные и орудийная; толщина брони 17 мм) и двухосной бронеплощадки (броня 30 мм) с двумя 45-мм пушками в танковых башнях.

Для усиления вооружения бронепоездов силами личного состава дивизиона в октябре-ноябре 1941 года было изготовлено ещё четыре бронеплощадки (по две на каждый БЕПО). Две из них были двухосными открытыми с бортами из 24-мм брони, на которых стояло по одной 37-мм зенитной пушке 61-К образца 1939 года. Две другие строились на базе четырехосных платформ и были также открытыми (только в центре располагался крытый каземат) с бортами из 18 – 30-мм брони. Их основное вооружение состояло из 76-мм зенитных пушек 3-К образца 1931 года (по одной на площадку), а также бортовых пулеметов «Максим». На бронеплощадке, включённой в состав БЕПО №1 «Истребитель фашизма», кроме 76-мм зенитной пушки, была установлена ещё и 45-мм зенитная пушка 21-К.

Дивизион последовательно входил в состав Московского военного округа (на 1.12.1941), Западного фронта (на 1.01.1942), 20-й армии Западного фронта (на 1.02.1942), а затем – 33-й армии Западного фронта.

Между 29 и 30 ноября 1941 года дивизион прибыл на станцию Лобня Савёловской железной дороги с задачей поддерживать огнём действия 331-й стрелковой дивизии 20-й армии Западного фронта в районе Хлебниково – Лобня – Красная Поляна, прикрывать переезд на Рогачёвском шоссе от возможного танкового прорыва, а так же защищать железнодорожную станцию от налётов авиации противника.

БЕПО № 1 "Истребитель фашизма" 6-го ОДБП на огневой позиции. Февраль 1942 года
БЕПО № 1 "Истребитель фашизма" 6-го ОДБП на огневой позиции. Февраль 1942 года (уточнять - в иных источниках - декабрь 1941 года))
БЕПО № 1 "Истребитель фашизма" 6-го ОДБП на огневой позиции. Декабрь 1941 года
БЕПО № 1 "Истребитель фашизма" 6-го ОДБП на огневой позиции. Декабрь 1941 года
БЕПО № 1 Истребитель фашизма 6-го ОДБП. Декабрь 1941 года. На переднем плане бронепаровоз, за ним бронеплощадка с двумя башням
БЕПО № 1 Истребитель фашизма 6-го ОДБП. Декабрь 1941 года. На переднем плане бронепаровоз, за ним бронеплощадка с двумя башням
blank
Источник https://www.diary.ru/~15061981/p211893085.htm?oam

Около 13:00 – 15:00 [по иной информации – 17:00 – 18:00 – прим.Авт.] 30 ноября 1941 года паровозные бригады дивизиона, используя «чёрные» (небронированные) паровозы, под руководством начальника станции «Лобня» Н.К. Петушкова, вывели с территории Краснополянской хлопкопрядильной фабрики составы, предназначенные к эвакуации.

Противник открыл огонь, но эшелон успел выйти из зоны обстрела.

Утром 1 декабря дивизион атаковала группа бомбардировщиков.
Самолёты сделали по десять заходов, но плотный огонь бронепоездных зениток и умелое маневрирование помогли бронепоездам выйти из этой схватки неповреждёнными.

Из воспоминаний комиссара 6-го ОДБП А.Е. Локшина:

 «Каждый боевой день по напряженности и тяжести походил на предыдущий. 
 Отражали налёты вражеской авиации. В радиорубке то и дело раздавались просьбы пехотных командиров: “Борис Петрович, помоги – дай фашистам прикурить!” И тогда один из бронепоездов спешил на помощь пехоте. Другой же постоянно дежурил у транспортного переезда на станции Лобня. В этом месте фашисты неоднократно стремились прорвать нашу оборону.
 Второго декабря [в действительности – 1-го декабря – авт.] у переезда нёс свою нелегкую вахту бронепоезд «Уничтожим врага!» Вдруг по нему открыла огонь вражеская артиллерия. Крепость на колесах ответила. Завязалась дуэль.
 Мы поняли, что надо ждать атаки. И действительно, через пять минут появились немецкие танки. Бронепоезд стал бить прямой наводкой. Три танка запылали, остальные отступили. В том, что на участке Красная Поляна – Лобня гитлеровцам не удалось продвинуться ни на шаг, есть заслуга и 6-го ОДБП!»

А вот воспоминания старшего машиниста бронепоезда «Истребитель фашизма» В.И. Виноградова:

«Выехали из депо “Москва” Казанской железной дороги. Двигались ночью. На коротких стоянках не было даже возможности определить, какие это станции, – всё было затемнено. Наконец, на станции Бескудниково Савёловской железной дороги остановились. Сюда же прибыл ещё один бронепоезд.
 К паровозу подошли военные. Один из них протянул мне руку и сказал: «Будем знакомы, я – капитан Ананьев – командир вашего бронепоезда» [в исходном тексте: — Будем знакомы, капитан Ананьев — командир вашего бронепоезда №2.]. И тут же добавил: «Держим путь на Дмитров, товарищ сержант».
 Затем Ананьев сказал, что нам, добровольцам, присвоили воинские звания, поставили нас на военное довольствие, выдадут военную форму.
 Время двигалось к утру. Около станции Яхрома мы увидели большое зарево.
 Остановились. Капитан Ананьев сообщил, что мост через канал Москва – Волга взорван, на Дмитров не проедем. Стало рассветать. И тут налетели фашистские самолёты. Мы получили распоряжение: поездам отправиться к лесу и укрыться от вражеских самолётов. Для лучшего маневрирования при налётах расстояние между поездами держать в один километр. Я ответил, что нам это знакомо ещё по “гражданке” – всё будет в порядке, не подведём.
 Первым двинулся бронепоезд № 1 [требует уточнения – прим.Авт.], за ним – наш. Отъехали немного от станции Яхрома, выбрали хорошее место. С двух сторон полотна железной дороги стоял высокий лес. Но фашистские стервятники продолжали охотиться за нами и снова пытались бомбить.
 Командир нашего бронепоезда капитан Ананьев расположился в будке, возвышавшейся над тендером паровоза. Высота будки – полтора метра.
 Сварена она была гранями, и в каждой грани – щель для наблюдения. Отсюда командир бронепоезда вёл наблюдение и отдавал распоряжение командирам бронеплощадок и нам, машинистам.
 Около десяти заходов на бронепоезда сделали вражеские самолёты, но наша броня оказалась неуязвимой. Поезда не получили повреждений. Людских потерь также не было. Все это происходило в конце ноября 1941 года, в период ожесточенных боёв под Яхромой и Лобней.
 Вскоре раздался первый залп орудий нашего бронепоезда по вражеским танкам в районе станции Лобня. Вот как это было.
 В 14 часов, получив команду к выступлению, мы двинули свои поезда на Лобню. Здесь у транспортного переезда, соединяющего Рогачёвское шоссе с Дмитровским, остановились.
 Бронепоезда было приказано поставить так, чтобы держать под прицелом переезд. При появлении на переезде вражеских танков стрелять по ним и не пропускать на Дмитровское шоссе. Бронепоезд №1 [требует уточнения – прим.Авт.] должен был закрыть собой выходные стрелки и держать под огнём Рогачёвское шоссе. Расстояние между поездами – 150 метров.
 Только мы заняли свои позиции, вдруг с левой стороны, от станции, где из леса выходило Рогачёвское шоссе, послышались автоматные очереди. Спустя несколько минут по первому бронепоезду, стоявшему на выходных стрелках, грянул залп из пушек. Бронепоезд ответил. Начался огневой бой. Не прошло и пяти минут, как на переезде появились вражеские танки. Завязался бой.
 С нашей бронеплощадки из первой башни прямым попаданием был подбит первый танк врага. Тут же последовал меткий выстрел второй башни. Был подбит и второй танк. Затем наши артиллеристы дали ещё несколько выстрелов по этим подбитым танкам. Ещё более интенсивный огонь вёл бронепоезд № 1 [требует уточнения – прим.Авт.], простреливая Рогачевское шоссе. К 18 часам бой прекратился. Враг был задержан. Мы получили приказ отступить.
 Наш бронепоезд отошел к платформе Шереметьевская, где он должен был охранять Дмитровское шоссе. А бронепоезд №1 [требует уточнения – прим.Авт.] отправился в сторону Бескудникова — охранять железнодорожный мост. Не успели мы укрыть свой бронепоезд, как налетели фашистские самолёты. Но бронепоезд открыл такой огонь из пушек, что гитлеровцы быстро повернули обратно.
 Воспользовавшись недолгим затишьем, капитан Ананьев вызвал к себе всех командиров и меня и сообщил, что мы должны готовиться к наступательным операциям.
 Готовился наш бронепоезд усиленно. Подвозили снаряды, патроны, дорожные мастера осмотрели путь и мостик, идущие к станции Лобня. Мне и Умникову в это время был дан отдых. Отдыхали мы в теплушке, не раздеваясь, по-солдатски. Но поспать, как следует, не пришлось: летали вражеские самолёты, бомбили передовые линии.
 Приближалось время наступления – 15 часов. Мы подъехали к выходным стрелкам станции Лобня и заняли позицию, указанную командиром бронепоезда.
 Ровно в 15 часов капитан Ананьев скомандовал: – По заданной цели – огонь!
 Открыли огонь и артиллеристы передовой линии обороны. Словно ураган пронёсся над лесом. Потом в бой вступила пехота. Застрочили пулемёты, автоматы. Могучее «Ур-а-а!» прокатилось по полю боя. Бой длился три часа. К 18 часам стрельба утихла. Попытка врага прорваться к Москве между Красной Поляной и Лобней провалилась. Доблестные войска Западного фронта нанесли здесь серьезный удар немецко-фашистским захватчикам.
 После боёв у станции Лобня мы получили приказ: оба поезда поставить на станции Долгопрудная Савёловской железной дороги и охранять мост через канал Москва – Волга. Как дозорный стоял здесь наш бронепоезд «Истребитель фашизма». Зенитчики отгоняли вражеские самолёты, укрывая мост от бомбёжек».
 31 декабря 1941 года командир 55-го ОДБП получил приказ заместителя народного комиссара обороны – начальника Главного автобронетанкового управления РККА генерал-лейтенанта танковых войск Я.Н. Федоренко, в котором говорилось, что «для сохранения боевых традиций оставить за вверенным Вам дивизионом прежнее наименование – 6-й отдельный дивизион бронепоездов».

С 21 января по 23 февраля 1942 года дивизион находился в резерве.

Весной 1942 года в состав обоих БЕПО дивизиона дополнительно включили по одной двухосной площадке ПВО, также сооружённых силами личного состава дивизиона. На БЕПО № 1 «Истребитель фашизма» их вооружение состояло из счетверённой зенитной установки М4 и 37-мм пушки 61-К, на БЕПО № 2 «Уничтожим врага» – из 12,7-мм пулемётов ДШК.

Бронеплощадка из состава бепо № 1 6-го ОДБП, Лето 1942 года.
Бронеплощадка из состава бепо № 1 6-го ОДБП, Лето 1942 года.

В марте 1942 года дивизион вошёл в состав 3-й армии Брянского фронта.

На основании распоряжения начальника ГБТУ КА № 1109420 от 05.12.1942 г. бронепоезда получили новые номера: № 1 – № 646, № 2 – № 662. [источник]

  • бепо № 646 «Истребитель фашизма» (бывший – 1)
  • бепо № 662 «Уничтожим врага» (бывший – 2)

Битва под Москвой завершалась, но впереди дивизион ждали тяжёлые испытания, которые он выдержал с честью и в 1945 году окончил войну в Восточной Пруссии, на побережье Балтийского моря.

Используемые материалы:

  1. 6-й отдельный дивизион бронепоездов – http://mechcorps.rkka.ru
  2. 6-й отдельный дивизион бронепоездов – http://www.kray32.ru/stat20_02_03.html
  3. Битва за Москву. Воспоминания и мемуары – Москва, Московский рабочий, 1966
  4. М. Коломиец – Бронепоезда Великой Отечественной – Москва, ЭКСМО, 2010
  5. А.В. Ефимьев, А.Н. Манжосов, П.Ф. Сидоров – Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 – Москва, Транспорт, 1992
  6. М. Коломиец – «Бронепоезда Красной Армии в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. Часть 1» – Фронтовая иллюстрация, № 7, 2007
  7. М. Коломиец – «Бронепоезда Красной Армии в Великой Отечественной войне 1941- 1945 гг. Часть 2» – Фронтовая иллюстрация, № 8, 2007
  8. Железнодорожники в Великой Отечественной войне 1941-45 гг. – п/р Н.С. Конарева – Москва, Транспорт, 1987
  9. А.Б. Лаборенко – Крепость на колесах – http://kostyukovichi.ru
  10. И.Г. Дроговоз – Крепости на колесах: История бронепоездов – Минск: Харвест, 2002
  11. М. Коломиец – Бронепоезда Красной Армии 1930-1941 гг. – Фронтовая иллюстрация, № 3, 2004
  1. БЕПО, бепо, БеПо – бронеединица полевая, обозначение конкретного лёгкого или тяжёлого бронепоезда, применяемое в Красной Армии

Related Posts

2 Comments

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.